Банки, участвующие в совместном проекте с метрополитеном и Ассоциация российских банков (АРБ) предложат главе столичного метро Ивану Бисерину новую схему расчетов за поездки, совершенные владельцами банковских карт имеющими транспортное приложение. Как пишет «Маркер», банкиры согласны списывать со счета клиентов деньги в режиме онлайн, а не по итогам месяца, но при этом они просят метрополитен сделать поездки по банковским картам более выгодными для пользователей «пластика».

В апреле ГУП «Московский метрополитен» отправил письмо в адрес 17 банков, выпускающих карты с транспортным приложением, об изменении условий существующих трехсторонних договоров между банками, метрополитеном и ЗАО «Экспресс Кард». В нем говорилось, что вводится обязательство банков «ежемесячно, в первый рабочий день текущего месяца, осуществлять авансовый платеж метрополитену, равный суммарной стоимости услуг, оказанных метрополитеном держателям карт в месяце, предшествующем предыдущему». До сих пор банки перечисляли метрополитену не авансовые платежи, а, напротив, сумму которую клиент уже потратил по карте на проезд в метро в предыдущем месяце. Неудивительно, что банки новая схема не устраивает.

АРБ напишет Ивану Беседину

К конфликту между метрополитеном и банками подключилась АРБ. «Авансовая схема проекта, предложенная метрополитеном, приведет к еще большим дополнительным обременениям для банков, которые вынуждены будут перенести их на клиентов, а это, в свою очередь, может существенно снизить количество выпускаемых карт в рамках проекта и как результат приведет к увеличению очередей и нагрузки в кассах метрополитена», — говорится в проекте письма на имя главы метрополитена Ивана Беседина, которое подготовила ассоциация.

«Конечно, требование аванса метрополитеном не приветствуется банками, ведь они не смогут взять аванс с клиента. Но из этой ситуации есть простой выход: перейти на ежедневные расчеты по совершенным поездкам. Метрополитену надо будет только ввести новый тариф, который отражает стоимость каждой отдельной поездки в месяц в зависимости от количества предыдущих. Я уверен, что банки смогут убедить метрополитен сделать это, ведь проект очень выгоден всем — и банкам, которые предоставляют услуги клиентам, и метрополитену, который не тратит средства на закупку нескольких миллионов бланков билетных карточек в год. Еще один существенный момент: переход на ежедневную схему резко снизит риски овердрафта, и банки смогут более широко предлагать своим клиентам карту с функцией безналичной оплаты проезда. В результате общая эмиссия этих карт вырастет в разы».

Деньги — метрополитену, клиентам — скидки на проезд

Банки согласны списывать деньги с карт клиентов за проезд в метро практически в режиме онлайн, а от ГУПа просят сделать проезд для владельцев карт с транспортным приложением столь же выгодным, как и для тех, кто покупает билеты в кассах метро. «Банки технически могут обеспечить такую оплату. Ранее на уровне технологии к этому не были готовы ни метрополитен и „Экспресс Кард», но в настоящий момент есть мнения, что «Экспресс Кард» сможет поддержать», — отмечает источник, знакомый с проектом. Правда, речь не совсем об онлайн-платежах: в проекте письма АРБ говорится, что расчеты будут производиться не позднее второго рабочего дня после совершения поездки держателем карты. При этом для пассажиров ничего не меняется: время прохождения владельца карты через турникет останется прежним. «Пассажир прикладывает карту, авторизационная система метрополитена его идентифицирует, поездка считывается и пассажир проходит».

Расчеты будут идти не в момент прохождения через турникет, а при закрытии операционного дня», — объясняют банкиры.

«Конечно, требование аванса метрополитеном не приветствуется банками, ведь они не смогут взять аванс с клиента. Но из этой ситуации есть простой выход: перейти на ежедневные расчеты по совершенным поездкам. Метрополитену надо будет только ввести новый тариф, который отражает стоимость каждой отдельной поездки в месяц в зависимости от количества предыдущих. Я уверен, что банки смогут убедить метрополитен сделать это, ведь проект очень выгоден всем — и банкам, которые предоставляют услуги клиентам, и метрополитену, который не тратит средства на закупку нескольких миллионов бланков билетных карточек в год», — считает Вячеслав Межов, директор процессингового центра Банка Москвы.

Но если банки будут списывать каждый раз полную стоимость одной поездки, то пассажирам это будет невыгодно. «Если смотреть на линейку тарифов метрополитена по проездным, регрессия стоимости одной поездки с увеличением их числа очевидна. Эту логику следует заложить в расчеты и при обслуживании банковских карт с транспортным приложением», — указывают банкиры. В проекте АРБ говорится, что банки готовы перейти на систему ежедневных расчетов с метрополитеном, но при следующей схеме тарифов: при совершении поездки ее стоимость рассчитывается с учетом количество ранее совершенных поездок в отчетном месяце. Если за одну поездку клиент потратит 28 руб., то за десять поездок — 26 руб. за поездку. Как и в случае с проездными билетами, приобретаемыми в кассах метро, стоимость 60 поездок в месяц по карте предлагается установить на уровне 1245 руб., или 20,75 руб. за одну поездку.