Минэкономразвития определилось с суммой, в которую выльется амбициозный проект «Универсальная электронная карта» (УЭК), который стартует в следующем году. Именно в 2012-м каждый россиянин может получить пластиковую карту, где будет содержаться чуть ли не вся информация о нем. Кроме того, ее можно будет использовать и как простое платежное средство. К заседанию президентской комиссии по модернизации, которое состоялось вчера, Минэкономразвития подготовило доклад с финансово-экономическим обоснованием. «Известиям» удалось ознакомиться с содержанием документа.

Так, МЭР планирует, что уже в 2012 году будет выпущено 7,7 млн карт, а в течение 5—7 лет их количество дойдет до 100 млн. Расходы на выпуск одной карты (без учета выдачи, этим процессом займутся региональные власти) определены на уровне 200 руб. Из них 160 руб. выделит государство и 40 руб. — частные партнеры (банки).

Как следует из расчетов МЭР, расходы до 2020 года составят более 134 млрд рублей, из которых почти 51,5 млрд пойдет на выпуск карт. Общие расходы бюджетов достигнут 66,1 млрд рублей, из которых 8,9 млрд — из федерального и 57 млрд — региональные.

Но пока, к примеру, банки не спешат заявлять о своем участии в проекте. По словам руководителя департамента карточного, депозитного и комиссионного бизнеса банка «Уралсиб» Игоря Чучкина, они заняли выжидательную позицию и ждут появления финансово-экономического обоснования, чтобы с цифрами в руках оценить, насколько им выгодно участие в проекте.

Теоретически сделать это могут, по расчетам «Известий», около 250 кредитных организаций, которые соответствуют всем требованиям, которые выдвигает правительство (на прошлой неделе МЭР опубликовал список на своем сайте). Но большинство из них к проекту внимания не проявляет. Почему?

— Предполагаю, что доходов на этом мы не получим, — считает зампредправления банка «Авангард» Валерий Торхов. — В качестве платежного средства эта карта, скорее всего, не будет востребована. Не вижу никакого смысла использовать для оплаты транспорта карту, которая содержит массу конфиденциальной информации — паспортные данные, медицинский полис, дату рождения и личное фото на обратной стороне. Максимум, что будут делать люди, — получать пенсии в банкомате или узнавать об остатке на пенсионном счету. Поэтому и на эквайринге (за счет комиссий, которые платят банку торговые точки) заработать вряд ли удастся.

Как полагает Валерий Торхов, сейчас неочевиден и смысл платить большие деньги, которые потребуются в виде софинансирования, за участие в проекте. Сложности в реализации видят и главы регионов, на плечи которых падет реализация УЭК.

— Сейчас ничего не обсуждается, кроме дизайна, — сетует губернатор Кировской области Никита Белых. — Есть много сомнений, как предоставлять большое количество персонифицированных услуг. При этом нет единой системы учета, а есть разрозненные базы данных различных ведомств — Пенсионного фонда, Налоговой службы и т. д. Поэтому сейчас стоит вопрос о том, чтобы взять за основу какую-то одну базу. По оценкам специалистов, и у меня нет оснований им не доверять, наиболее подробной является база ПФР. Но тут возникает проблема с защитой персональных данных, поскольку если проект осуществляется в сотрудничестве с частной структурой, то фонд не может раскрывать информацию.

То есть получается, что проект, на который собираются потратить десятки миллиардов бюджетных денег, в принципе является сырым и никому не нужен? На самом деле, это не так. Всегда найдется заинтересованная структура.

Так, в докладе МЭР отмечается, что львиная доля всех расходов будет аккумулирована федеральной уполномоченной организацией (ФУО), которой правительство выбрало ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО УЭК), основными акционерами которого являются Сбербанк, «Уралсиб» и АК Барс Банк. Только расходы на создание уполномоченных организаций оцениваются МЭРом в 21,4 млрд руб.

Кроме того, выделяются деньги на маркетинговые цели, которые указаны в стратегии ФУО, дабы бороться с финансовой безграмотностью, содержать имущество, выплачивать командировочные. При этом именно федеральный уполномоченный будет устанавливать перечень и размер тарифов за обслуживание карт, осуществлять функции платежной системы и т. д.